Страницы московской театральной жизни

Наша краткая рецензия
на спектакль театра "Жар-птица"


"Петрушка" кукольный балет на музыку А.Г.Шнитке
Автор либретто и режиссер - Игорь Ларин
Премьера - 27 мая 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 15 минут

Поскольку театр "Жар-Птица" пока не слишком известен в Москве, сообщаем его адрес: метро Сокольники, улица Стромынка, дом 3. Театр возглавляет актер и режиссер (в одном лице) Игорь Ларин, известный столице постановками (преимущественно моноспектаклями) в санкт-петербургском театре "Монплезир".

Игорь Ларин - человек деятельный и неугомонный: сегодня он в Москве, а завтра в Петрозаводске или Магнитогорске, где осуществляет художественное руководство местными театрами. К тому же ставит спектакли за границей. Расхожая фраза: "Фигаро здесь, Фигаро там" применительно к Ларину не выглядит преувеличением.

Ларину довелось осчастливить Москву введением в театральную афишу нового жанра - "кукольный балет". Признаемся, авторское определение не кажется нам точным: придуманное Лариным зрелище следовало бы величать не балетом, а пантомимой по мотивам некогда созданного скоморохами кукольного представления о Петрушке.

Возникнув в 30-е годы XVII века, комедия о Петрушке - образец устной народной драмы - не имела раз и навсегда зафиксированного текста и существовала во многих вариантах. Игорь Ларин добавляет к ним еще одну вариацию, рожденную в самом конце XX столетия. В его представлении о Петрушке возникают весьма современные аллюзии, например, расфуфыренный персонаж, величаемый в либретто Иностранец, который с готовностью покупает у Вора награбленное (спящую Невесту Петрушки).

Сам Петрушка в интерпретации Ларина - не столько находчивый весельчак и балагур, сколько безмолвный (пантомима!) страдалец и мечтатель, способный вообразить, что отвратительная дубина, подаренная Медведем, и есть его потерянная Невеста. В кульминационный момент спектакля, когда страдания героя достигают апогея (его сердце вырывается из груди, дает трещину, и Петрушка в отчаянии выкорчевывает из земли целый город), режиссер снимает возникший было пафос шутовским танцем всех персонажей, напоминая зрителям, что на подмостках лишь разыгрывается представление, и оно продолжается.

Разрядив трагическую атмосферу, создатель спектакля заставляет героя, ведомого Чертиком, расправиться с Капралом, Иностранцем и Попом. Очнувшись от дьявольского наваждения и не сумев оживить убитых, Петрушка закалывается березовым колом. После этого, как и следовало ожидать, все воскресают и ликуют. Знакомым с творчеством Игоря Ларина "Петрушка" явит еще одну грань его неукротимой фантазии. Дети дошкольного и младшего школьного возраста на этом представлении, вероятно, будут скучать.

Имена актеров-исполнителей программка спектакля не указывает. В ней напечатано лишь либретто.

М.Х.


На страницу рецензий
На главную страницу сервера
Авторы: М. Хализева, А. Сергеева
Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников
pochta@theatre.ru