Страницы московской театральной жизни

Наши краткие рецензии на некоторые спектакли
театра "Кремлевский балет"


"Золушка", балет на музыку С.С.Прокофьева
Либретто Н.Д.Волкова в редакции В.В.Васильева
Постановщик и хореограф - Владимир Васильев
Художник по костюмам - Жерар Пипар
Художники - Виктор и Рафаил Вольские
Премьера - июнь 1991 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 30 минут

Когда-то постановщик нынешней "Золушки" Владимир Васильев танцевал Принца в спектакле Большого театра, но по собственному признанию, всегда мечтал сделать "Золушку" по-своему: "Мне хотелось, чтобы в наше трудное время получилась постановка, захватывающая добротой, теплотой, любовью. [...] Все, что основано на добре, - прочнее прочного". О прочности можно судить по тому, что спектакль держится в репертуаре уже шесть сезонов.

Коллекцию костюмов (не меньше 100!) выполнила французская фирма "Нина Риччи". Платье Золушки на балу неизменно вызывает восхищенный вздох зрительного зала, особенно его детской части.

Труппа "Кремлевского балета", увы, не отличается совершенством. Однако не так давно в ней появилась юная балерина Наталья Балахничева, успешно дебютировавшая в главных партиях в "Руслане и Людмиле", "Щелкунчике" и "Золушке".

В первые мгновения на сцене хрупкая фигурка Балахничевой-Золушки заставляет вспомнить о ее педагоге - Екатерине Максимовой, исполнявшей эту партию на премьере. Но Балахничева отнюдь не копирует блистательную Максимову, у нее свои достоинства и свое очарование. Помимо балетной техники она обладает явными задатками драматической актрисы, что в гармонии с обаянием молодости чрезвычайно украшает все роли.

По замыслу постановщика, волшебная улыбка Золушки способна преображать окружающих. Недаром ее так поддерживают добрые феи, смешные гномы, непоседливые стрекозы, задумчивые времена года и даже звезды. В одной из рецензий было сказано: "спектакль об умной доброте"...

Среди других исполнителей интересен Вадим Тедеев в комическо-гротесковой роли Мачехи (эту партию танцевал в собственном балете и сам Васильев) и Вадим Кременский - неугомонный Танцмейстер.

М. Х.


"Ромео и Джульетта", балет на музыку С.С.Прокофьева
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
Художник - Симон Вирсаладзе
Премьера - 20 апреля 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 45 минут

Тем, кто благосклонно относится к балетному искусству, рекомендуем не пройти мимо постановки Юрия Григоровича "Ромео и Джульетта" в театре "Кремлевский балет". Это уже третья редакция прокофьевского балета, осуществляемая Григоровичем. Новый двухактный вариант посвящен памяти выдающегося художника Симона Вирсаладзе и выпущен к его 90-летию.

Постановка благородно-торжественна и монументально-величественна благодаря парадности сценографии (преобладают пурпурные с золотом краски) и выверенности многочисленных массовых сцен. Разворачивающиеся события держат в напряжении не одних только тех, кому неведом шекспировский сюжет.

Первое появление миниатюрной Джульетты (Наталия Балахничева) столь же стремительно, сколь неожиданно. За вихрем чуть капризного упоения юностью не сразу удается разглядеть способность к глубокому чувству. Об этом поначалу как-то и не задумываешься, любуясь хрупкой фигуркой, уверенной легкостью и изяществом. Поистине, "вся молодость и вся Италия" по цветаевскому определению. Дальнейшее течение спектакля приоткроет иные грани Джульетты, преподнесет ее нам сильной духом, любящей и страдающей так же истово и самозабвенно, как когда-то ликовала; закалывающейся не менее решительно, чем кидалась разнимать Ромео и Тибальда.

Во втором акте стоит обратить внимание на сцену видений Джульетты (так действует бесстрашно выпитое снадобье, врученное ей отцом Лоренцо): в нарочито-замедленном потустороннем кошмаре Джульетте являются убитые Меркуцио и Тибальд, ее возлюбленный Ромео и ненавистный жених Парис. Среди огромного скопища людей они тенями вьются вокруг нее, полной отчаяния, но сомнамбулически покорной.

Достойно выглядят исполнители главных партий: солист Большого театра Юрий Клевцов (Ромео), артисты "Кремлевского балета" Вадим Кременский (Меркуцио) и Валерий Лантратов (Тибальд).

Единственное разочарование, которое подстерегает зрителя - замена симфонического оркестра под управлением Владимира Понькина на фонограмму.

P.S. Примирение семейств Монтекки и Капулетти над телами мертвых детей в версии Григоровича отменено.

М. Х.


"Зевс", Диметрис Арапис, балет в 1 действии
Хореограф и постановщик - Андрей Петров
Художники-постановщики - Виктор и Рафаил Вольские
Продолжительность - 1 час

"Зевс" - одноактный балет в трех картинах на мифологический сюжет сочинения руководителя "Кремлевского балета" Андрея Петрова: детство Зевса, преследование его собственным отцом Кроносом, мужание и влюбленность, восхождение на Олимп и предательство по отношению к возлюбленной Леде, брошенной у подножия этого Олимпа. Божественное окружение - Рея, Афродита, Амалфея, Адрастея, Гестия, Деметра, Гера - естественно, на пуантах.

Балет у его создателей вышел просветительский и назидательный одновременно. Напомнить публике древнегреческий миф - дело благое. Однако без либретто мало кто окажется способен разобраться в хитросплетениях балетно-мифологического сюжета. Даже знатоку Древней Греции будет порой не под силу вычленить из общего хореографического мелькания известных ему персонажей. Разве что личность кровожадного детоубийцы Кроноса в исполнении монументального Олега Корзенкова не вызовет сомнений. Прочие же боги (Пан, Эрот, Аид, Посейдон) не всегда отличимы для неискушенного зрителя от пастухов или титанов.

Назидательность сконцентрирована в линии Зевса и Леды, покинутой Зевсом лишь только им была обретена власть. Получасовую неразбериху весьма средней хореографии и ее посредственное исполнение стоит вытерпеть в ожидании появления Натальи Балахничевой-Леды - девушки из свиты богини Афродиты. Воздушный лиризм балерины, ее красивая миниатюрная фигура, сдержанность и достоинство придают спектаклю обаяние и смысл. Балахничева, как лишь немногие, способна передавать танцем бесконечную, сверхчеловеческую преданность любимому, а ее страдающие героини умеют горестно, но мужественно встречать жестокие удары судьбы. Именно мгновения осознания Ледой своей отвергнутости становятся кульминацией и одновременно финалом "Зевса" Кремлевского балета.

Балет исполняется под фонограмму. Запись музыки осуществлена Российским Национальным Оркестром, дирижер - Каролос Триколидис (Греция).

В спектакле также заняты: Вадим Кременский (Зевс в детстве), Олег Харюткин (Зевс), Жанна Богородицкая (Афродита) и другие.

Обыкновенно "Зевс" идет в один вечером с еще одним одноактным балетом Андрея Петрова - "Фантастической симфонией" на музыку Гектора Берлиоза.

М. Х.


На страницу рецензий
На главную страницу сервера
Авторы: М. Хализева, А. Сергеева
Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников
pochta@theatre.ru