Страницы московской театральной жизни

Наши краткие рецензии на некоторые спектакли
Театра Александра Филиппенко


"Фальбала" А.Родионова по роману Ф.Достоевского "Бедные люди"
Режиссер-постановщик - Михаил Мокеев
Художник-постановщик - Юрий Хариков
Премьера - ноябрь 1996 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 30 минут

"Фальбала" играется нечасто: даются несколько спектаклей подряд, а затем - перерыв в два-три месяца; обитает в разных театральных зданиях (своего помещения у театра Филиппенко пока нет), чаще всего - на Малой сцене театра Моссовета. Спектакль камерный: два артиста на сцене, человек сто - в зале.

Сценография удивляет своей кружевной белизной (кстати, загадочное слово "фальбала" означает кружевную оборку). Что-то в прошлом очень изысканное, а ныне обветшалое и расползающееся нависает над чистеньким белым полом, застеленным чем-то не менее кружевным и не менее износившимся. Пара потертых чемоданов, заменяющих обитателям шкафы и стулья, да несколько подушек - вот все имущество Макара Девушкина и Варвары Доброселовой. Не бесстыдная, выставляющая себя напоказ нищета, но аккуратно-белоснежная пустота бедности. Бедностью здесь не кичатся, над выпавшей долей не стенают, удары судьбы сносят тихо, но не бездумно.

Герой Александра Филиппенко, трогательно и любовно, на почтительном расстоянии опекающий Вареньку (бесконечными витиеватыми фразами писем, обращением "ангельчик мой", кулечками конфет, последним двугривенным), настолько поглощен этой дорогой его сердцу миссией, что в повседневной суете забот о любимом существе нацелен лишь на одно - сохранить шаткий мир их обоих, скрыться от посторонних глаз и чужого вмешательства. Варенька в исполнении Дарьи Михайловой - настороженный "зверок", недоверчивый, порою несправедливый, несговорчивый, капризный, привычно ожидающий горестей и невзгод. Существование, поддерживаемое бесконечным потоком писем друг другу, расценивается ею совсем по-иному, нежели упоенным даже такой жизнью Макаром Алексеевичем. Естественно, размеренное течение этой жизни нарушает именно Варенька...

Спектакль "Фальбала" отмечен редкими сегодня на театре качествами: глубиной прочтения классики и спокойным достоинством этого прочтения.

М. Х.


"Мертвые души" Н.В.Гоголь
Постановка Марка Розовского
Сценография Татьяны Швец
Спектакль идет с двумя антрактами, продолжительность - 2 часа 30 минут

Что за прелесть эти "Мертвые души"! Ай да Гоголь...

Блистательный актер Александр Филиппенко разыгрывает моноспектакль по последним главам гоголевской поэмы.

Нарядная двустворчатая дверь (ее место в какой-нибудь богатой зале) на фоне строгого черного занавеса; стол, стул, табурет, несколько подушек да штук десять деревянных могильных крестов (все разной величины: мал-мала-меньше) - Русь, бескрайняя, бесприютная Русь. И слово, гоголевское полнокровное, метафоричное слово.

Безжалостный к одним (ох, уж эти Чичиковы да Ноздревы!), Филиппенко трогательно нежен к другим. Так, повествование о капитане Копейкине в его устах звучит почти как трагическая история пушкинского станционного смотрителя.

Удивительно тонко чувствует Филиппенко зрительный зал. Завоевав его с первых минут, может позволить иной раз и легкое актерское хулиганство: собственный комментарий к гоголевскому эпизоду, слову, действию героя; открытое обращение к осветителю или звукооператору. На протяжении всего действа мимика актера неистощима в своем разнообразии.

Этот праздник чтецко-актерского искусства подарен почитателям Филиппенко главным режиссером театра у Никитских ворот Марком Розовским.

Спектакль играется в разных помещениях (театр Моссовета, Современник, ТЮЗ), так что следите за афишей.

М. Х.


На страницу рецензий
На главную страницу сервера
Авторы: М. Хализева, А. Сергеева
Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников
pochta@theatre.ru