Страницы московской театральной жизни

Наша краткая рецензия
на спектакль театра "Геликон-опера"


"Служанка-госпожа" Дж.Б.Перголези, либретто Дж.А.Федерико Режиссер-постановщик - Владислав Колпаков (дипломная работа студента РАТИ, руководитель курса Р. Немчинская)
Дирижер-постановщик - Валерий Крицков
Премьера - 31 мая 1998 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 40 минут

За свою недолгую жизнь (композитор умер в 26 лет) Джованни Перголези написал 4 оперы, несколько месс, псалмов, концертов, симфоний, кантат... Но в историю музыки он вошел как создатель первой оперы-буффа. Интермедия "Служанка-госпожа" была впервые исполнена в антракте трехактной оперы-сериа "Гордый пленник", написанной Перголези на текст неизвестного автора. Благодаря камерному характеру (в интермедии всего две вокальные партии и одна мимическая роль), маленькая сценка быстро полюбилась музыкантам гастролирующих трупп, которые стали исполнять ее как отдельную комическую оперу.

Видимо эта же причина побудила выпускника музыкального факультета РАТИ Владислава Колпакова выбрать "Служанку-госпожу" в качестве материала для своей дипломной работы. Подобные спектакли всегда интересны. Невольно ждешь чего-то неожиданного и чуть-чуть дерзкого. А уж если это малоизвестная опера, да еще поставленная в театре, имеющем скандальную репутацию... Но увы, нового слова в искусстве молодому режиссеру сказать не удалось.

Пожалуй единственно оригинальной была лишь программка, точнее - краткое содержание оперы, вместо которого был поставлен большой знак вопроса (что сей знак означал понять не удалось). Отождествление же героев оперы с масками commedia del'arte, в общем-то не ново (кстати, по давней и устоявшейся традиции ворчливого хозяина хитроумной Серпины Умберто принято сравнивать не с Пьеро, а со стариком Панталоне - ну да это мелочи). Назвав молчаливого слугу Веспоне "Директором театра", Колпаков тем самым, видимо претендовал на создание эффекта "театра в театре", но его жест оказался чистой формальностью. Не решился он отойти и от ставшей канонической традиции заменять оригинальный финал "Служанки-госпожи" дуэтом из более поздней оперы Перголези "Фламинио".

В целом, спектакль не вышел за рамки типично студенческого творчества - милого, немного наивного, сдобренного довольно плоскими шутками (вроде "пьяного" дирижера в мятом парике).

А.С.


На страницу рецензий
На главную страницу сервера
Авторы: М. Хализева, А. Сергеева
Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников
pochta@theatre.ru