Страницы московской театральной жизни

Наши краткие рецензии на некоторые спектакли
Центрального академического театра Российской Армии


"Много шума из ничего" Уильям Шекспир
Постановка и режиссура - Борис Морозов
Художник - Иосиф Сумбаташвили
Продолжительность 2 часа 50 мин.

В сезоне 95/96 г. Борис Морозов вернулся главным режиссером в театр Армии, где делал свои первые шаги в профессии. В следующем сезоне в репертуаре театра появился новый спектакль - "Много шума из ничего" - славный, веселый, красивый.

Диковинная позолоченная чаша, искусно вписанная в огромную "коробку" сцены театра Армии, удивительным образом превращает этот "полигон" в уютное и вместе с тем величественное пространство шекспировской комедии. Монументальная симметрия декораций и сознательная незамысловатость мизансцен создают у зрителя ощущение спокойствия и стабильности, а отсутствие мебели и реквизита - впечатление простоты и свободы. Немного наклонив пестрый пол "чаши", художник словно придвигает действие к зрителю, что обеспечивает непринужденную дружескую связь между актерами и залом.

Музыка Г.Гоберника, скромно сопровождающая действие, ненавязчиво и своевременно поддерживает необходимое настроение.

В этих неброских деталях угадывается прозорливость и мудрость постановщика, обеспечивающего актерам надежный тыл, благодаря которому Дмитрий Назаров - Бенедикт смело бросается в бой, ведя за собой всю армию партнеров, и - неизменно выигрывает. Назаров - актер крупнофактурный: этакий великан с невероятным, необузданным темпераментом. Яркий, точный, обаятельный, он так восхитительно азартен, что дух захватывает.

С неизменным восторгом публика принимает сцену подслушивания. Именно она является кульминационной и вместе с тем программной для спектакля. Тема веселого дружеского обмана и заигрывания с коварным Амуром явно доминирует здесь над прочими проблемами многоплановой комедии. В этой сцене Бенедикт, думая, что его не видят, подслушивает разговор о том, как сильно влюблена в него прекрасная Беатриче, и оправдывает свое пребывание среди разговаривающих, принимая позы известных скульптур: Дискобола, Венеры Милосской, Мыслителя - немного наивно, но задорно и грациозно. Партнеры заряжаются его энергией и так лихо отыгрывают сцену, что уходят под гром аплодисментов.

В спектакле заняты: з.а. России Борис Плотников в роли скучающего дона Педро Арагонского, божественно прекрасная Ольга Кабо - лукавая Беатриче, а также н.а. России Н.Пастухов, Л.Татарова, В.Разбегаев и другие.

М.Л.


"Сердце не камень" А.Н.Островский
Режиссер-постановщик - Борис Морозов
Художник - Иосиф Сумбаташвили
Композитор - Григорий Гоберник
Премьера - апрель 1997 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 3 часа

Бывают спектакли упреков, в общем-то, не заслуживающие, но рассказать о которых не так-то просто. В лучшем случае удается перессказать пьесу, выбранную режиссером для постановки, ибо на сцене - все в точности так, как в тексте, хотя и несколько вяловато. Именно таков новый спектакль Бориса Морозова "Сердце не камень" в театре Армии, досадно отличающийся от прошлогодней удачи - шекспировского "Много шума из ничего" с надолго запомнившимся Дмитрием Назаровым в роли Бенедикта. Увы, в "Сердце не камень" тот же Назаров, исполняющий Ераста, несколько разочаровывает: роль, лишенная масштаба и темперамента, попросту не для этого актера.

Пространство сцены огорожено высоким деревянным частоколом - символ несвободы главной героини, ее пятнадцати лет домашнего заключения. По милости ревнивого мужа-старика (Г.Крынкин) Вера Филипповна (О.Кабо или Л.Татарова) вынуждена отказывать себе во всем, кроме радости помогать бедным. Кажется, ей даже удается быть немного счастливой. Однако кружащие вокруг ее мужа родственнички, ожидающие наследства, чуть было не втягивают ее в "историю". Героиня находит в себе силы простить и их, и даже обманувшего ее Ераста, к которому в ее сердце теплится нечто большее, чем просто дружеское расположение. Твердая в вере и покорная судьбе, сносит она обиды и предательства. Не желая покривить душой, не смолчит Вера Филипповна лишь тогда, когда умирающий муж в обмен на дарственную на все имущество потребует обещания никогда более не выходить замуж. Гордо распрямившись, уверенно скажет она о том, что замуж пойдет. И, странное дело, богатый и жалкий муж-самодур вдруг прозреет, оценит и умилится ее честности и прямоте. Ведь сердце-то не камень...

В спектакле также занята Лариса Голубкина в роли сплетницы Аполлинарии Панфиловны.

М. Х.


"Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, перевод с испанского Евгения Блинова
Режиссер-постановщик - Андрей Бадулин
Художник-постановщик - Иосиф Сумбаташвили
Композитор - Григорий Гоберник
Премьера - 30 ноября 1997 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 10 минут

Испанский драматург Лопе де Вега создал великое множество пьес. Среди них - комедия "Изобретательная влюбленная", чье название скорее всего не известно широкой публике.

Как водится у Лопе, сюжет хитроумно запутан. В центре интриги - Капитан Бернардо (В.Зельдин), его сын Люсиндо (Н.Лазарев - сын артиста театра Моссовета Евгения Лазарева), вдова Белиса и ее ловкая дочка Фениса (Л.Татарова), выглядящая поначалу сущим агнцем (миловидное личико в строгой оправе очков), но вскоре демонстрирующая нешуточные "коготки" и остроумную изворотливость в деле завоевания возлюбленного.

Декорация, воздвигнутая художником И.Сумбаташвили, даже отдаленно не напоминает Мадрида: некое абстрактное здание с дверями, окнами и флюгером в виде белого голубя; на крыше - что-то вроде смотровых площадок, а у подножия - рисованный куст сирени и другой, чье название угадать не так просто.

Пьеса (в печатном виде занимающая около 150 страниц) играется практически без сокращений; обилие текста разбавляется "зажигательными" (на вкус режиссера и хореографа) испанскими танцами. Долгожданную развязку встречаешь с облегчением (удалось-таки выпутаться из лабиринта!). В финале же - две свадьбы и очередные танцы.

М. Х.


На страницу рецензий
На главную страницу сервера
Авторы: М. Хализева, А. Сергеева
Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников
pochta@theatre.ru